Критерии постановки диагноза СДВГ, симптомы расстройства, основные задачи и методы лечения.
СДВГ в МКБ-10 рассматривается в разделе F90 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» и расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Согласно классификации DSM-IV, предложенной Американской ассоциацией психиатров, дано следующее определение синдрому дефицита внимания с гиперактивностью.
СДВГ – это психоневрологическое расстройство, характеризующееся несоответствующей возрасту степенью выраженности нарушения внимания, гиперактивности, импульсивности, которые проявляются в различных социальных ситуациях (в школе, дома и др.).
↯
Больше статей в журнале
«Заместитель главного врача»
Активировать доступ
Код по МКБ-10 СДВГ, в зависимости от клинических проявлений, можно отнести к двум рубрикам:
- F90.0 – нарушение активности и внимания;
- F90.1 – гиперкинетическое расстройство поведения.
Пожалуй, ни одно другое расстройство не окружено столь большим количеством обвинений в плохом воспитании или избалованности. И диагноз СДВГ, как ярлык, готовы приклеить любому ребенку, который не может усидеть на месте больше пяти минут. Но так ли это?
Критерии диагностирования
Для постановки диагноза СДВГ разработаны четкие критерии. По каким же признакам можно определить, что у ребенка синдром дефицита внимания МКБ-10 код F90.0?
Используйте интерактивный конструктор, чтобы получить готовый протокол ведения пациента на основе последних клинических рекомендаций Минздрава РФ.
Симптомы СДВГ в МКБ-10 относятся к трем группам нарушений.
- Нарушения внимания:
- ребенку с СДВГ тяжело сконцентрироваться на деталях;
- он легко отвлекается и не всегда слушает обращенную к нему речь;
- ребенку тяжело сохранять внимание при выполнении домашних заданий либо других заданий, которые требуют длительной концентрации;
- глупые и беспечные ошибки часто встречаются в домашней/классной работе или при выполнении других заданий;
- таким детям тяжело дается планирование. Они редко могут рассчитать, сколько времени потребует сочинение или чтение параграфа в учебнике;
- потерянная физкультурная форма, пять пар сменной обуви и забытый в школе портфель – это тоже про ребенка с СДВГ;
- ребенку тяжело следовать инструкциям и заканчивать начатое;
- сложно даются задания, требующие значительных интеллектуальных усилий;
- внешний раздражитель (прошедшая мимо кошка, проплывающие облака, пожарная машина на улице) легко отвлекает ребенка от выполняемого задания.
- Проявления гиперактивности:
- ребенку тяжело усидеть на одном месте: он постоянно ерзает, крутится, теребит в руках ручку, детали одежды или школьные принадлежности;
- нарушает порядок в классе, вскакивает, бегает по классу, забирается на подоконники;
- ребенку сложно соблюдать установленные правила;
- спокойные, тихие игры не нравятся ребенку с СДВГ;
- ребенок с синдромом гиперактивности постоянно бесцельно движется, независимо от внешних условий;
- моторная активность носит стойкий характер, на нее не влияют обстоятельства жизни.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
Активировать
- Проявления импульсивности:
- если в игре или в магазине ребенку нужно дождаться своей очереди у него это получается с трудом;
- также тяжело дослушать вопрос учителя и подумать над ним. Ответ будет выкрикивать с места, независимо от того, уверен он в нем или нет;
- может вмешиваться в разговор посторонних или незнакомых людей;
- много, шумно, громко рассказывает, независимо от социальных или других ограничений в ситуации.
Для постановки диагноза синдром дефицита внимания по МКБ-10 важно сочетание не менее шести признаков из категории нарушения внимания, не менее трех из категории гиперактивности и не менее одного из категории импульсивности.
Читайте также: Реактивный панкреатит у детей код по мкб
Чек-лист по профилактике ИСМП
Всего 30 вопросов с возможностью узнать результат самопроверки.
Открыть чек-лист
Помимо перечисленных критериев при постановке диагноза должен выполняться ряд условий:
- длительность симптоматики – 6 месяцев и более;
- стабильное нарушение адаптации проявляется при разной окружающей обстановке (школа, поликлиника, детская площадка и т.д.);
- нарушения приводят к проблемам в обучении, детям с гиперактивностью сложно устанавливать новые социальные контакты, находить друзей, общаться с учителем;
- исключена другая психоневрологическая патология (РАС, аутизм, эпилепсия и т.д.)
Причины СДВГ
СДВГ – это этиологически разнородная группа патологий. В настоящее время ведущей теорией в развитии СДВГ является теория нарушения обмена нейромедиаторов – адреналина, норадреналина, дофамина в головном мозге.
В патогенезе заболевания основная роль отводится нарушению передачи импульса на уровне синапсов, в результате чего прерывается связь между лобными долями и подкорковыми структурами.
Обратите внимание
Минздрав продолжает менять порядок повышения квалификации медицинских и фармработников. Как медработникам повышать квалификацию в 2020 году, разъяснили замминистра здравоохранения Татьяна Семенова и проректор РНИМУ Ольга Природова в журнале «Заместитель главного врача».
В пользу теории нейромедиаторных нарушений говорит тот факт, что препараты торможения обратного захвата нейромедиаторов эффективны при лечении СДВГ.
Влияние окружающей среды и негативных факторов в пренатальный период – недоношенность, курение матери во время беременности и употребление различных химических веществ, перинатальное поражение ЦНС, гипоксия, инфекции во время беременности и родов –признается исследователями, однако не считается ведущим в развитии заболевания.
Есть мнение, что СДВГ может формироваться вследствие избыточного потребления сахара, продуктов питания и напитков промышленного изготовления, содержащих в большом количестве экстрактивные вещества, консерванты и красители, однако в 1995 году метаанализ опроверг эту связь.
Многочасовой просмотр телепередач также отмечается как провоцирующий фактор в развитии болезни.
График работы в эпидсезон, который поможет своевременно раздать поручения и проконтролировать исполнение, смотрите в журнале «Заместитель главного врача». В статье — чек-лист «Что спросить с руководителей подразделений» и готовые образцы документов по противоэпидемическим мероприятиям, которые инспекторы одобрили при проверке ваших коллег.
Методы лечения
Основная задача при лечении СДВГ – не только уменьшение симптомов заболевания, но и решение целого комплекса важных задач по адаптации ребенка к жизни в социуме: обучение навыкам общения не только в семье, но и в коллективе, формирование независимой, адекватной самооценки, способности к планированию и другим важным для реализации навыкам.
Для помощи детям с СДВГ наиболее эффективен комплексный подход с участием не только врачей различных специальностей (неврологов, психиатров, психотерапевтов), но и педагогов, обладающих навыками работы не только со сложными детьми, но в первую очередь с родителями. Возлагать лишь на школу или на медицинских работников решение вопросов по коррекции поведения ребенка с СДВГ – задача, обреченная на провал.
В первую очередь при работе с детьми с СДВГ важно взаимодействие в семье с помощью приемов поведенческой и семейной терапии. Важно формирование у родителей навыков воспитания детей с гиперактивностью и/или дефицитом внимания.
Необходимо акцентировать внимание педагогов на создании доброжелательной атмосферы на уроке, потребности в учете индивидуальных особенностей ребенка.
Повышение зарплат врачам предусмотрели в программе госгарантий 2020, подробности – в журнале «Заместитель главного врача».
Поскольку детям сложно находиться неподвижно более 10-15 минут, можно привлекать их к раздаче учебных материалов, очистке доски. Ребенку с СДВГ достаточно двухминутного перерыва для того, чтобы на следующие 10 минут вновь стать сосредоточенным.
Медикаментозная терапия
Лекарственным препаратом, используемым для лечения СДВГ, является селективный ингибитор обратного захвата норадреналина атомоксетин.
Однако в начале лечения препаратом стоит предупредить родителей, что на быстрый эффект рассчитывать не стоит – начальная терапия продолжается в течение 2 месяцев.
Именно в этот период происходит уменьшение клинических проявлений заболевания:
- улучшается внимание;
- ребенок становится более спокойным;
- снижается моторная гиперактивность.
Для закрепления достигнутого эффекта терапия продолжается до 6 месяцев с корректировкой дозы от минимума в 0,5 мг/кг/сутки до максимума – 1,8 мг/кг/сутки. В тяжелых случаях медикаментозная терапия может растянуться на весь учебный год.
Внимание! Открыта бесплатная горячая линия для медработников! |
Получите ответ или готовое решение по работе в условиях пандемии COVID-19 |